Продолжаю теперь вопросы по "Илиаде".
По мере углубления в дальнейшее чтение.
Цитаты сегодня не приведу, нет под рукой электронного текста.
Перескажу кратко. После того, как Афину послали сеять рознь (см. первый эпизод), она сперва полетела в лагерь троянцев и надоумила одного из воинов пустить стрелу в Менелая. После этого тут же бросилась защищать своего любимца... и наладила оборону таким образом, что удар стрелы был смягчен массивным украшением, затем пробил щит и тяжело, но не смертельно ранил Менелая. Брат его Агамемнон возопил и послал войска в битву.
Итак, Олимпийские Боги показывают себя... мастерами провокации. Простой вопрос: а разве не правы хр-не, когда называют их демонами-искусителями.
Но не он представляется мне наиболее существенным. Ну пусть они таки искусители. Искушение - это испытание.
Из первого эпизода мы извлекли первый урок: примерное благочестие, почитание Богов и щедрые им жертвы не предохраняют от проявлений их гнева и разлада. Разбор эпизода не дал нам никаких утешительных выводов. Непонятно, на что рассчитывать, если вот так высшие могут с тобой поступить, по каким-то своим мотивам.
Второй урок все же подсказывает очень ценный момент, который может чем-то помочь и в решении первой проблемы.
А именно: вдохновение от Богов вовсе не означает, что посланное ими побуждение непременно хорошее. Если Боги подталкивают к предательству, отступлению от чести, посягательству на святыню, семью, чужое достояние, то выполнение их желаний не будет во благо! Сами же Боги, как Афина в поэме, стремительно метнутся на сторону жертвы и обратят провокацию в губительное побоище, в котором никому радости не будет.
Вот, по-моему, замечательный момент! Как бы ни тянуло, ни подмывало к пакостям, как бы ни подталкивали к этому даже и знамения с небес... даже само явление Божества въяве... Это не повод к отступлению от принципов, долга и чести.
|