http://schimanas.ru/

JUPPITER OPTIMUS MAXIMUS

Форум Лиги \"Освобождение Разума\"
Текущее время: 16-04, 23:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04-12, 10:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Серия "Обычай веков" выходит с 2008 года в издательстве "Ганга". Идея серии сложилась на 1 Съезде Международного общественного движения "Круг Языческой Традиции" при интеллектуальной поддержке и техническом сопровождении Научно-исследовательского общества "Северный ветер".

В конце ноября 2008 года в серии уже изданы 2 книги, авторы - учредители и координаторы НИО "Северный ветер" - Станислав Ермаков и Дмитрий Гаврилов. Судя по рекламе в конце каждого тома, в ближайшем будущем ожидается еще несколько книг.

Иллюстрированное, в твёрдом переплёте, научно-популярное издание может быть неплохим подарком Вашему другу, сыну, родичу в любое время года, но в первую очередь - к году Новому!


ББК 86.2:82.3(0)
Г12
Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. Боги славянского и русского язычества. Общие представления / Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. – М.: Ганга, 2009. – 288 с. – (Обычай веков). ISBN 978-5-98882-074-1

Книга «Боги славянского и русского язычества» обращена к неравнодушным и думающим людям, которые предпочитают постигать истоки славянской и русской культуры с научных позиций. Авторы стремятся не столько предложить готовые ответы на вопросы о том, каковы были языческие боги наших предков, сколько побудить самостоятельно искать эти ответы, то есть размышлять, сравнивать и сопоставлять доступные документальные свидетельства, обращаться к подлинно научным материалам, а не довольствоваться тем, что предлагают ширпотребовские издания сомнительной порой научной ценности. Для широкого круга читателей.


Содержание (сокращённое)

О подходе и методах - Род и/или Стрибог? - Белобог и Чернобог.Свентовит и – ..? - Радегаст Сварожич - Велес. Трикстер в славянской традиции - Сварог, отец Огня и Даждьбога. Семаргл. Прародители Сварога: Крът и Сытиврат. - Хорс. Купало. Коляда. - Перун-громовержец. Перун и Прове. Перун и Ящер-Змей - Поревит. Турупит (Поренут). Ярило-Яровит (Руевит?) - Триглав: принцип, но не мужское или женское божество - Рожаницы (Роженицы) - Светлуша - Дива-Земля, супруга Дыя-Неба. Дый и Див. Девана, Своба и Летница - Лада и Леля – славяно-греческие параллели. О боге Ладе-Ладо - Прия. Фрея. Порвата и её связи с Поренутом и Поревитом - Карна и Жля - Подага - Жива и Морена – богини Жизни и Смерти - Великая Макошь – славянская Геката - Другие, менее известные богини - «Иные» и природные духи

Каждую главку завершает раздел "вопросы и сомнения" ибо, вопреки некоторым советчикам, мы предполи не скрывать недостаточности информации, которая имеет место в ряде случаев, не прятать проблемных точек исследования, а также и некоторых разночтений между соавторами. Решили, что так будет честнее и достойнее. Также (имхо) книжка ценна без сомнения редкими и даже очень редкими иллюстрациями, часть которых просто неизвестна у нас в России.
В общем, вышел не перепев старого, что радует...


ББК 86.2:82.3(0)
Е721
С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря / С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. – М.: Ганга, 2009. – 288 с. – (Обычай веков).ISBN 978-5-98882-088-8

Авторы стремились на обширном историческом, этнографическом и естественнонаучном материале рассмотреть восточнославянский языческий календарь через призму традиционного миропонимания в целом.
Это даёт возможность, сохраняя научный подход, по-новому осмыслить традиционный годовой круг. Особое внимание уделено пониманию значимости календарных событий для психологического и психофизического состояния современного человека, в первую очередь горожанина. Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Содержание

Глава 1. Человек и календарь.
Глава 2. Время в языческом миропонимании
Глава 3. Круг времени древних европейцев
Глава 4. Небо древних славян: осколки мозаики
Глава 5. Праздники годового круга. Обычай
Глава 6. Почитание предков в годовом круге: некоторые особенности
Глава 7. Праздники годового круга: современность
Заключение
Приложение 1. Обрядовые песни
Приложение 2. Годовой круг деревьев восточных славян. Опыт фантастической реконструкции


Станитслав Ермаков пишет на форуме Северного ветра - http://northernwind.ru/forum/ - "И опять мы, кажется, сумели повернуть всё с не совсем привычной стороны. Представляю, сколько споров вызовут отдельные разделы Но документ и логика всё же должны идти впереди слепых эмоций. Прочее обсуждаемо.

Москвичи могут обратиться за консультацией на предмет приобретения книг ко мне nio-sw@yandex.ru . Также в ближайшее время они, надеюсь, поступят в "Олимпийский" и ещё куда-то. Жителям других городов советую обращаться сразу в Интернет-магазин "Омстор".

http://omstore.ru/bogi-slavjanskogo-rus ... -8065.html

http://omstore.ru/vremja-bogov-vremja-l ... -8059.html

Там цены всё же издательские/

Приглашаем наших друзей на b представление серии "Обычай веков" и обсуждение сборника "Священный остров Руян"

Мероприятие пройдёт 14 декабря 2008 года в 15 до 17 часов в помещении Научно-оздоровительного центра "Веды"

Адрес центра: ст.м."Красные ворота", ул.Садовая-Черногрязская д.3"б"

Выход из последнего вагона,из центра, на улицу Садовая-Черногрязская по указателю.
Из метро, чуть правее, в подземный переход на другую сторону Садового Кольца.
Из подземного перехода направо, прямо до кафе "Шоколадница".
За "Шоколадницу" налево во двор,сразу в арку направо.Арка длинная,узкая,как тоннель.
Проходите насквозь,слева,за заборчиком с железной цепочкой крылечко из трех ступенек,черная железная дверь.
На ней почтовый ящик и надпись "Научно-оздоровительный центр эзотерической психологии".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-12, 17:53 
Надо заказать.
Пойду разбираться как из "корзины", в которую надо добавить книгу, заказывают. :lol:


Вернуться к началу
  
 
СообщениеДобавлено: 20-01, 22:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
В серии вышла третья книга:

Святилище. Место. Боговы столпы. О священном месте в русской языческой традиции Н.Н.Сперан­ский, С.Э.Ермаков. – М.: ИЦ «Слава!» ООО «Форт-профи» при участии издательства «Ганга», 2009. – 184 (7) с., ил., табл. – (Обычай веков).

ISBN 978-5-902825-016-6

В книгу вошли две работы, авторы которых с близких позиций, но с разных сторон обращаются к историческим и археологиче­ским данным, сведениям из мифологии и фольклора, а также других областей знания, рассматривают вопросы различных видов священных мест в русской языче­ской традиции. Особое внимание уделено советам по выбору, устройству священного места и самостоятельной работе с деревом при изготовлении «боговых столпов». Это делает книгу своеобразным методическим пособием, но не лишает её и сугубо познавательного интереса. В ней найдут нечто новое как те, кто давно причисляет себя к последователям исконного русского обычая, так и люди, только-только открывающие его для себя.

Содержание книги

Д. Гаврилов. Предисловие

Н. Сперанский (Велимир). Боговы столпы, идолы и капища


Вступление. - Бог, икона, идол. - Идолы в русской народной сказке. - Обращение: к идолам или к богам? - О символике идолов. - Вид и назначение капища. - О требищах. - О требах. - Чудеса на капищах. - Выбор идолов. - Нерукотворные священные места. - Токовище. - Священные рощи. -
Святые озёра. - Священные камни. - Курганы. - Последовательность изготовления идолов. - Мастер во время работы. - Завершение работы. - Советы по резьбе. - Разработка композиции будущего изделия. - Гнутие древесины. - Резная потвора. - Литература.


С. Ермаков. Обретение священного места

Вступление. - Искусство узнавания Земли. - Особое место: что искать. - Место-святилище: замысел. - Место и первоэлементы. - Устройство места для святилища. - Структура места. - Третье измерение: вертикаль. - Литература.

Об авторах

Обложка выглядит так: http://northernwind.ru/forum/index.php? ... ost&id=165


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28-03, 20:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Все книги в России (да и собственно в Москве) дешевле всего, не отходя от экрана, купить здесь:
http://omstore.ru/advanced_search_resul ... E2&pefid=3

0. Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями – книга 2008 года, окончилась, библиографическая редкость, если только набрести где-то в магазине. Электронную копию см.: http://northernwind.ru/project/trad/ryam.pdf

1. Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. Боги славянского и русского язычества. Общие представления;
2. С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря;
3. Н.Н.Сперанский, С.Э.Ермаков. Святилища. Место. Боговы столпы. О священном месте в русской языческой традиции (издано в ИЦ «Слава!» при сотрудничестве с из-вом «Ганга»;
4. А. С. Бойко. Языческие корни русской свадьбы;
5. С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля.

В июне ожидается очередное пополнение серии 2-мя книгами, а сейчас о нынешних, только что увидевших свет новинках, поступивших в магазины Москвы:
**********************

А.С.Бойко. Языческие корни русской свадьбы. – М.: Ганга, 2009. – 288 (281+7) с., ил., лит. – (Обычай веков). ISBN 978-5-98882-075-8

Где настоящие истоки русского свадебного обычая? Каковы они? Нужно ли и если да, то почему, сегодня помнить о древнейших правилах заключения союзов между мужчиной и женщиной? Значение, смысл, особенности свадебной обрядности рассмотрены автором в этой книге. Научная обоснованность выводов не мешает читать её легко и с удовольствием, а многие советы пригодятся как родителям, так и тем, кто только размышляет о вступлении в брак.
Книга будет интересна широкому кругу читателей. Это настольная книга русской невесты, прекрасный подарок ей.

Содержание книги: http://triglav.ru/forum/index.php?showtopic=54

***********************************

С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Напиток жизни и смерти. Мистерия Мёда и Хмеля. — М.: Ганга, 2009. — 288 (283+5) с., ил., лит. — (Обычай веков).

Обычай пить хмельное на праздниках — вредная привычка или память о священнодействии, исполненном глубокого смысла? Уместно ли говорить о «мистерии» Мёда и Хмеля — двух важнейших составных частей обрядовых напитков наших предков и их сородичей? На обширных исторических, мифологических и других источниках авторы подробно рассматривают тему, приходя к неожиданным выводам, которые заставляют пересмотреть многие устоявшиеся представления о мифологии и духовной культуре индоевропейцев, истоках злоупотребления спиртным в России и первоначальном значении обычаев разных народов Евразии. Включены описания способов приготовления традиционных обрядовых напитков. Книга будет интересна широкому кругу читателей.

http://triglav.ru/forum/index.php?showtopic=55


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-04, 12:30 
Книги хорошие и нужные.
Я постараюсь к следующей пятнице распечатать эл. адрес издательства и раздать своим, кто интересуется.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-04, 21:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Есть чем нас ещё поддержать -

Тема про Напиток жизни и смерти попал в Топ Яндекса. Подробности здесь.

http://andrey-vl.livejournal.com/574627.html

У кого есть ЖЖ - дайте ссылку на эту страницу с любым Вашим комментарием :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03-07, 12:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Опора мироздания - новая книга в той же серии. Вышла в свет в июне 2009 года

УДК 291:82(091):008
ББК 86.2:82.3(0)
Е721

Опора Мироздания. Мировое древо и Скала Времён в традиционной культуре / С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. – М.: Ганга,
2009. – 288 (283+5) с., ил., лит. – (Обычай веков). ISBN 978-5-98882-085-7

В новой книге серии авторы рассматривают два основополагающих понятия традиционной культуры индоевропейцев, пару,
известную как Мировое древо и Мировая гора. Авторы сознательно не предлагают готовых решений, но поднимают проблемы, важные
именно сегодня. Иначе говоря, перед вами – отчасти экспериментальное издание, одинаково интересное как «физикам», так и «лирикам». Образы Перводрева и Первокамня рассмотрены в контексте как хорошо известных, так и совершенно неожиданных для многих читателей параллелей в области мифологии, психологии этнопсихологии и современных точных наук. Книга богато иллюстрирована и включает не только теорию, но и практику.


От авторов .............................................................................8

У подножия Древа ................................................................11

Несколько предпосылок
Кое-что о приёмах и методах исследования. – Мировая ось,
внутреннее и внешнее. – Необходимость идеи Оси. .............. 14

Вселенная древних славян
Хаос превращается в Космос. – Право и лево. Верх и низ. –
Мир людей и Иномирье. – Явь, навь, правь и кощное цар-
ство. ........................................................................... 25

Ветвь Первая .....................................................................48

Другие способы постижения традиции
Принцип синхроничности и целостность. – О нематериаль-
ном культурном наследии и путях его постижения. – Сила Зем-
ли в былине. ..................................................................... 50

Древо и Камень. Проявление и образ
Истинный центр. – Эпифании первоточки. – Индоиранские
представления. – Точка отсчёта в русских заговорах. – Фракта-
ли. Апокрифы. ...................................................................... 55

Древо. Алатырь. Принцип
От кельтов до богомилов и Алатыря. – Соосность и родство
Перводрева и Первокамня. – Опора Мироздания и rta. ........... 81

Божественный столп в Центре Мироздания
Остров Буян как святилище. – Идол как воплощение Миро-
вой оси. – Мировая гора как богов столп. .............................. 91

Ветвь Вторая .........................................................................98

Остров Буян как Иномирье
Аид, Аннун и остров Буян. – Отражения, или Проявления
Иного мира. – Калинов мост. ................................................. 102

Удивительные свойства границы
Виды границ. – Виды и смысл пограничных знаков. Гермы.
Межевые камни. – Пронимальная магия. – Мосты, врата и по-
роги. ........................................................................ ......... 107

Древо как дорога. Дорога между мирами и предки
Лестница в небо. – Эллины и славяне. – Жертвенные живот-
ные у западных славян и скандинавов. – Магические свойства
дороги и перекрёстка. – Животные-посредники. – Мировая ось
и обряды перехода. ............................................................. 121

Пространство семейной Вселенной
Строительная жертва. – Пространственная символика дома
и символика крестьянской усадьбы. – Разные уровни священ-
ного .............................................................................. 141

Какой породы Мировое древо?
«Дуб» или «дерево»? – Вечнозелёные и хвойные у разных на-
родов Европы. – Экстернштайн и Ирминсуль. ......................... 145

Ветвь Третья ..........................................................................164

Мировое древо и его проявления в годовом круге
Различные деревья как воплощения Мирового древа в раз-
ные поры года. – «Битва деревьев». – Ещё один вариант барди-
ческой триады? – Деревья, связанные с Иномирьем. – «Калева-
ла». – Мировая ось в колядках и щедривках. ....................... 167

Ветвь четвёртая. Переход .....................................................192

Человек. Древо. Камень
Ирландские, ведические, эллинские параллели. – Славяне
восточные и западные. – Шаманизм. – Образы русских бы-
лин. – Гора, Древо и Человек в русских сказках. ................. 194

Прочие оттенки и значения образов Начала и Центра
Общие сведения о священной географии и предсказании
по Земле. – Места Силы и силовые линии. – Архетипические
смыслы Древа и отдельных его частей. Аналитическая психо-
логия и эзотерические представления. – Воплощения образа
Оси в традиционной культуре и знаковых системах. .............. 218

Ветвь Пятая ...........................................................................235

Древо Закона
Цепь, нить и древо. – Краткий экскурс в Упанишады. – Перво-
древо как стержень и одновременно воплощение закона. ....... 239

Ветвь Шестая ..........................................................................245

Древо и камень как объекты почитания
О действенности обрядов. – Особенности и причины почита-
ния деревьев и камней. – Логика ритуалов. ............................ 248

Мировая ось и обряды перехода.
Несколько замечаний
Архетип, культура, посвящение и профанизм. – Логика пере-
ходных обрядов, в частности, посвящений. – Психологические
соответствия. – Значение символа Оси. .................................... 258

Вместо заключения .................................................................268

Ветвь Седьмая. Постскриптум ..................................................273

Литература


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-07, 13:34 
Когда на Омсторе будут?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-07, 10:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Юрий писал(а):
Когда на Омсторе будут?


Вот уже стоЯт - http://omstore.ru/opora-mirozdanija-mir ... -8536.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-09, 09:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-03, 10:49
Сообщения: 295
Откуда: Москва, Россия
Трикстер

Не из этой серии, но того же автора :-)) вышло переиздание моей книги 2006-го года о Трикстерах. Оно исправленное и дополненное. Переплёт на этот раз твёрдый. Книга уже поступила в магазины Москвы и сетевой - ОМСТОР, осуществляющий рассылку в разные города России.

http://omstore.ru/trjukach-licedej-igrok-p-8722.html

Отрывочек из книги:

Гаврилов Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре. – М.: Издательство «Ганга» - ИЦ «Слава!», 2009. – 288 с., ил.

III.4. Иван-дурак. Славянские ассоциации

Когда второе издание этой книги готовилось к изданию, редактор отметил, что не грех было бы обратиться к традиционному герою русского фольклора – Ивану-дураку. По правде говоря, вариаций русских сказок с участием этого персонажа несколько сотен, и далеко не каждый Иван-дурак выступает трикстером, то есть дурость, глупость и придурковатость – это вовсе не непременный атрибут трюкача, а разве что лишь оценка неординарности (асоциальности) со стороны окружающих, он «дурак» в переносном смысле.

По этим причинам автор ограничился бы лишь некоторыми параллелями с уже выявленными сюжетами Европы и Азии. Поскольку зачастую герой русской сказки дурак в самом деле, то есть в прямом смысле (что не мешает ему учиться уму-разуму, обнаруживая к концу сюжета все черты культурного героя). Но чтобы вырасти в культурного героя совершенно не обязательно быть изначально трикстером, можно просто героем не быть.

Представляются надуманными современные попытки «обелить» дурака, произведя его прозвище от некоего «другак», то есть «другой». На момент записи сказок с конца 18-го века слово «дурак» значило ровно то же самое, что и ныне и было производным от существительного «дурь, дурость». И тот, кто отличается дуростью – тот дурной, то есть дурак. Игра слов в «дурной» и «другой» является ложной этимологией а-ля мсье Задорнов. Это именно так вот еще почему. В русских народных сказках есть несколько других персонажей, выполняющих все те же действия пресловутого Ивана-дурака, но не имеющих подобного эпитета при всём своём дурачестве. И тем не менее, несмотря на разницу по части происхождения и состава слова, дурак именно что «иной, другой», «не такой, как все», «тот, кто придуривается или дурачится».

А в этом случае образ «Ивана-дурака» распадается как бы на две части. Если он не принадлежит к существующей в настоящем социальной системе, это вовсе не значит, что он – асоциален. Как раз наоборот, этот персонаж может быть куда как более консервативным, чем нам кажется, обременённым христианскими предрассудками. Если Иван относится к предыдущей общественной формации, то есть устремлён в прошлое, его именование дураком – поздний налёт. Его воприятие мира – языческое.

Так В.Я.Пропп, разбирая сюжет о дарении Ивану-дураку различных благ как бы ни с того, ни с сего, предполагает, что в русской сказке зачастую опущены архаичные языческие детали (как то, например, «Сивко-Бурко», в которой отец-мертвец дарит младшему сыну чудесного коня по сути за совершение жреческих действий на его могиле, от которых уклонились старшие братья) (Пропп, 2004, с.121-123).

Было бы соблазнительно предположить, что «герой-дурак» в условиях крушения родового и семейного укладов, остаётся носителем черт уходящей языческой эпохи и подлинным наследником «отцов», тогда как его братья – дети нового века и формации.
Но как показывает работа хотя бы того же А.Д.Синявского , и одной книги недостаточно, чтобы в полной мере рассмотреть этот образ. Впрочем, важным представляется следующее его соображение:

«…сказочный Дурак - не мудрец, не мистик и не философ. Он ни о чем не рассуждает, а если и рассуждает, то крайне глупо. Но, можно заметить, он тоже находится в этом состоянии восприимчивой пассивности. То есть - в ожидании, когда истина придет и объявится сама собою, без усилий, без напряжения с его стороны, вопреки несовершенному человеческому рассудку. Отсюда, кстати, народные и просто общеупотребительные разговорные обороты - вроде «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит», - которыми широко пользуется и русская сказка».

Не это ли жреческое ожидание откровения? Работы в этой области – непочатый край, копнём лишь чуть-чуть проблемку, тянущую не одну докторскую диссертацию, лишь слегка качнём Сизифов камешек, да простит нас редактор.

Возьмём для наглядности сборник русских сказок Александра Афанасьева, кстати, один из многих, только более или менее популярный, поскольку чаще иных подвергался адаптации для детей и взрослых, но, тем не менее, показательный.
Нас интересует в первую очередь выборка сказок, само название которых намекает на «дурость» или «дурачество», хотя, разумеется, количество сказок, где «дурак» выступает двигателем сюжета неизмеримо больше. У Афанасьева они следуют почти что одна за другой, например: №№397-399 «Шут», №400-401 «Иванушка-дурачок», №402 Дурак и берёза, №403-404 «Набитый дурак», №430 «Иван-дурак»…

№397-399. Представитель господствующей социальной системы, культовый служитель Христа, а по-русски – поп, самонадеянно обращается веселья ради к шуту и становится не один раз жертвой обмана, понижающего его социальный статус и умаляющего поповское чувство значимости. Аналогичной жертвой становится представитель торгового сословия – купец (а затем и служивое сословие – казаки и солдаты ). В ход идёт классическое переодевание в женщину, создание иллюзорного образа купеческой невесты с последующей заменой новобрачной на козла. Среди сюжетных линий – шутовское состязание истинного и главного шута с теми, кто лиш так себя называет «по профессиональной деятельности». Среди трюков – продажа мнимой покойницы, иммитация смерти путём протыкания пузыря, наполненного кровью (бродячий сюжет со времён Уленшпигеля), оживление мертвеца побоями (плёткой-живилкой) и чудесное избавление из мешка перед самым утоплением (как тут не вспомнить Насреддина, ростовщика и мысли об обезьяне), разумеется – разорение, увечье или смерть идейного (-ых) противника (-ков) шута, принадлежащих к той системе, в которую он не вписывается.

В сюжетах №400-401 Иванушка-дурачок демонстрирует полное презрение к материальным благам общества и его моральным установлениям о жизни и смерти: сидит на печке и кормит мух; вместо родичей кормит тень, принимая её за человека, который ни на шаг не отстаёт (должно быть тоже хочет есть); выкалывает глаза овцам, чтобы стадо не разбежалось; уподобляет стол лошади (поскольку у них по четыре копыта); солит реку, которая больно пресная; одсовывает в капкан вместо зверья мертвеца; выпивает или проливает до остатка принадлежащий всей семье или деревне пивной напиток; как бы случайным образом, получив побои, избавляется от неминуемого утопления в реке, подменяя себя барином и присваивает его достояние; обманывает завидущих родственников, обрекая их на жестокую смерть.

№402. В сказке об Иване-дураке и берёзе есть намёки на то архаическое осознание мира Иваном, о котором писал Пропп. Герой идёт продавать корову, и в скрипе берёзы ему слишится речь. Не долго думая, он привязывает корову к дереву и уходит (то есть приносит в жертву, надеясь получить от «продажи» дереву коровы больше, чем от людей). Когда корова с точки зрения Ивана исчезает, а никаких благ, кроме тумаков и еще больших тумаков от братьев, он не получает, дурак срубает берёзу и в дупле находит клад, оставленный разбойниками…

№403-404. Абсурдное поведение героя, которому, тем не менее, «везёт», это если и обучающий сюжет, то «от противного». Дурак служит предметом для битья, хотя и бьют его не смертным боем, точно козёл отпущения. Своим присутствием дурак снимает социальное напряжение, позволяет разрешиться той или иной застойной или критической ситуации, быстро и к общественному согласию.


См. также.
Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001. с. 37-48
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Полное собрание в одном тому. – М.: Альфа-Книга, 2008, - 1087 с.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB