http://schimanas.ru/

JUPPITER OPTIMUS MAXIMUS

Форум Лиги \"Освобождение Разума\"
Текущее время: 29-03, 13:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-10, 13:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-11, 14:36
Сообщения: 1943
Откуда: Петербург
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Борис Успенский
прочитать можно, например, здесь http://fictionbook.ru/author/boris_andreevich_uspenskiyi/krestnoe_znamenie_i_sakralnoe_prostranst/read_online.html?page=1
Я только прочитала по диагонали рецензию, которую сейчас нашла у себя на винчестере, поэтому автора не знаю(((. Вот из рецензии кусок.

Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо?
Крестное знамение и его история, различные традиции этого обрядового действия, существующие в христианском мире, рассмотрены в новой книге Б.А. Успенского. По словам автора, «настоящая работа представляет собой первую часть монографического исследования — задуманного, но еще не оконченного <…>, — которое посвящено реконструкции религиозных представлений, отразившихся в обрядовом поведении». В то же время «Крестное знамение и сакральное пространство» во многом продолжает цикл работ Б.А. Успенского о семиотике царской и церковной власти в России, истории православной традиции на Руси — таких, как «Царь и самозванец» (1982), «Царь и Бог» (1987), «Царь и патриарх» (1998), «Царь и император» (2000).
Книга строится как последовательный и развернутый ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Объясняя это фундаментальное различие, Б.А. Успенский приводит обоснование порядка крестного знамения в обеих традициях, анализирует их становление, стремясь показать особенности религиозного мировосприятия католиков и православных.
Формулировка подзаголовка задает оппозицию «католики vs православные», хотя слева направо крестятся не только католики, а справа налево — не только православные. Выбор такой перспективы исследования, очевидно, связан с тем, что история православной и католической церквей предоставляет наиболее обширный и несомненно значимый материал.
В «Крестном знамении…» интерес к проблемам духовной истории, «истории священства» сочетается с не менее значимой для Б.А. Успенского проблематикой композиции. Рассмотрение сакрального пространства, а также понятий «правое» и «левое» требует учета точки зрения, точки отсчета, необходимой для ориентации пространства и в пространстве. Проблема точки зрения, очевидная в случае разграничения «правого» и «левого», объединяет новое исследование Успенского с его работами о композиции как литературного текста (прежде всего с «Поэтикой композиции», 1970), — так и репрезентативных искусств («О семиотике иконы», 1971; «“Правое” и “левое” в иконописном изображении», 1973; «Композиция Гентского алтаря Ван Эйка в семиотическом освещении: Божественная и человеческая перспектива», 1995; курсив в заглавиях мой. — А.Б.).
Б.А. Успенский рассматривает сакральное пространство исходя из тех же методологических предпосылок, которые определяли анализ композиции художественного текста (в широком понимании этого слова) в его ранних работах. В основе исследовательских концепций Б.А. Успенского — проблема точки зрения, восходящая к идеям М.М. Бахтина: «…она представляется центральной проблемой композиции произведения искусства — объединяющей самые различные виды искусства». Типология композиционных возможностей описывается при помощи бинарных оппозиций; важнейшим является противопоставление внешней / внутренней точек зрения, имеющее «общий, как бы сквозной характер».
Не случайно вопрос о разном порядке крестного знамения впервые в исследованиях Б.А. Успенского возникает в связи с проблемой композиции живописных и скульптурных изображений Средневековья. Центральное положение новой книги, объясняющее различие двух традиций этого обрядового действия в соответствии с разными точками отсчета, сформулировано Б.А. Успенским еще в его работе «О семиотике иконы»: «Можно считать, что разница в порядке [слева направо или справа налево] обусловлена здесь тем, с чьей точки зрения ведется отсчет. Ср. в этой связи обусловленность порядка наложения крестного знамения в православной традиции: человек крестится справа налево, но другого крестит слева направо, т. е. как бы с точки зрения своего визави. Можно считать, таким образом, что в обоих случаях имеет место порядок справа налево с точки зрения того, к кому обращено крестное знамение. Между тем, в других традициях (например, в католической) порядок наложения крестного знамения остается одним и тем же [слева направо] вне зависимости от того, крестится ли человек сам или крестит другого, т. е. здесь имеет место использование некоторой постоянной точки зрения».
Таким образом, разные традиции крестного знамения — с композиционной точки зрения — схожи с особенностями организации пространства в системах с прямой и обратной перспективой. Перспектива прямая (или линейная) подразумевает наличие единой точки зрения, внешней по отношению к изображению, — так, в случае с крестным знамением в католической церкви сохраняется та же постоянная, внешняя точка зрения, которая, «очевидно, принадлежит Божественному Наблюдателю»4. Обратная перспектива, характерная для средневекового искусства, предполагает внутреннюю точку зрения как бы изнутри самого изображения. Зритель картины, созданной в рамках такой художественной системы, должен отказаться от позиции стороннего наблюдателя и мысленно поместить себя внутрь изображения. Так же действует православный верующий, который воспринимает полагаемое на него крестное знамение с внутренней точки зрения.
О внутренней точке зрения, присущей средневековой иконографии, Б.А. Успенский подробно говорит в своей работе «“Правое” и “левое” в иконописном изображении» (1973). Обратившись к иконописным подлинникам (традиционным руководствам для иконописцев), исследователь указывает на то, что «по иконописной терминологии правая часть изображения считалась “левой” и, напротив, левая часть изображения — “правой”. Иначе говоря, отсчет производится не с нашей (зрителя картины) точки зрения, а с точки зрения нашего визави — внутреннего наблюдателя, представляемого внутри изображаемого мира».
Но если ранние работы Б.А. Успенского сосредоточены преимущественно на формальной стороне проблематики композиции, то новая монография ориентирована на объяснение системы представлений, стоящей за внешними проявлениями обрядового поведения, — это своего рода «композиция sub specie semioticae culturae».
Противопоставление внешней / внутренней точек зрения сопряжено с оппозицией личностное / надличностное, субъективное (субъектное) / объективное. В контексте обрядовых действ и религиозного мировосприятия вообще эти фундаментальные оппозиции дополняются противопоставлением человеческое / божественное, земное / небесное. Надличностная, объективная точка зрения — это, безусловно, точка зрения Бога.
Иллюстрации сказанному можно найти во всех тех случаях, когда речь идет о средневековой культуре и религиозном сознании. Так, иконописное изображение ориентируется на внутреннюю точку зрения и обратную перспективу, которые отражают внутреннюю сущность вещей, видимую лишь Создателю, в то время как изображение, построенное в соответствии с прямой перспективой, передает лишь видение, доступное человеческому взгляду. Разными точками зрения, представленными в повествовании, объясняется распределение церковно-славянского и русского языка в книжной традиции Древней Руси. Согласно концепции Б.А. Успенского, представленной в «Истории русского литературного языка (XI—XVII вв.)», объективное содержание, «когда автор говорит как бы не от своего лица» и предполагается «объективная, Божественная точка зрения», выражается церковно-славянским языком, субъективное содержание — личная, «человеческая» точка зрения — передается древнерусским языком. В связи с противопоставлением божественной и человеческой точек зрения осмысляется порядок крестного знамения (слева направо или справа налево) в католической и православной традициях.
Оппозиция «правое vs левое» являет собой чрезвычайно удачный пример совмещения пространственных и аксиологических представлений: относительным пространственным координатам (определение физических «правого» и «левого» требует наличия некоторой точки отсчета, при изменении которой соотношение правого и левого также может измениться) приписываются ценностные характеристики: «правое» — благое, «левое» — неблагоприятное, таким образом, их противопоставление становится абсолютным, не зависящим от выбора точки отсчета. Эта двоякая возможность существует и для пространственных «правого» и «левого»: «…в одном случае правое и левое выступают как характеристики некоторого объекта, находящегося в пространстве, в другом же случае они выступают как общие характеристики (координаты) самого пространства», то есть «в одном случае предполагается личная, в другом — надличностная точка зрения».
Религиозное сознание, приписывая надличностную точку зрения Богу, предопределяет аксиологическую перспективу рассмотрения правого и левого. Ориентация на «божественную перспективу», естественно присущая обрядовому действию, задает проблему соположения относительных координат «человеческого», земного пространства и абсолютных, ценностно ориентированных характеристик небесного мира. Собственно, все обрядовые действия помещаются в этом промежутке между земным и небесным, в зазоре между человеческой и божественной перспективой: с одной стороны, человек, совершающий обряд, не может отказаться от относительности земного пространства, в котором находится; с другой стороны — сам обряд, воплощающий собой стремление и приобщение к Всевышнему, осмысляется «в аксиологическом пространстве, координаты которого определяются самим Богом». Необходимость обязательного соотнесения божественной и человеческой точек зрения, представленных во всяком обрядовом действии, и отсутствие их «изначальной», неконвенциональной связи обусловливают различия существующих традиций обрядовых действ (в том числе и крестного знамения), которые сопряжены, прежде всего, с разными возможностями соотнесения небесной и человеческой перспектив. Таким образом, порядок крестного знамения указывает на то, как в разных церковных традициях осмысляется положение человека по отношению к Богу — и это предопределяет «разницу в обрядах, имеющих один и тот же смысл». Однако, как следует из дальнейших рассуждений Б.А. Успенского, семиотическая специфика каждой из традиций определяется не столько изначальным инвариантным смыслом обряда (крестное знамение «может рассматриваться вообще как древнейший молитвенный жест», с. 28), сколько теми символическими значениями, которые приобретает крестное знамение у православных и католиков.

_________________
Верить богам, а не в богов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:00 
Религиозная технология, однако... :lol:


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-01, 16:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-09, 11:15
Сообщения: 189
Из обывательской практики
Православные делают акцент на Прави. правой стороне, светлый ангел тоже справа, а бес за левым плечом.

По словам же самих католиков, как верующих так и не верующих (тех кто просто вырос с этой культуре) - слева сердце, крстятся слева - так как выбор боги идет сердцем, сердцем его же можна услышать и понять. и кольцо оручальное носят на левой руке - так ближе к сердцу и символ выбора сердцем.

еще один любопытное наблюдение :
обыватели передают так суть веры православной, бог простит грехи, типа по вере вашей. если бог не может простить все грехи - то это не бог. а настоящий бог - он все простит, иисус все взял на себя. Акцент на том, что уже грези смыты, выкуплены, ВЗЯЛ НА СЕБЯ.

получается по вере Вашей..

обыватели католики так поясняют принцип католического подхода - докажи веру делами. если есть вера, то и дела должны быть на основании этой веры.. нет дел - значит вера нет. Ведь иисус то - сделал дело во имя Веры в Отца..взял грехи на себя.

получается что, принцип вера без дел мертва есть.

воображение буйное дает такую картинку

такое впечатление. что где то в районе границы с Польшей есть стена на ней написано нечто - некая истина-правда в которой есть сила и т.д.. Например Иисус сделал дело во имя веру в Отца и выкупил все грехи.

те, кто живут поближе к началу фразы - берут за образец веры начало фразы - сделал дело во имя веры.
те кто живут ближе к конце фразы - берут за отправную точку - вторую часть фразы, раз он уже выкупил, дело сделано. осталось только верить. если ты сам доказываеш делами, значит не вериш в жерству христа.

в общем мои вымыслы. но забавно выходит. такое впечатление, что надо стать мордой на север, к сетен этой лицов, тогда левая часть и начало фразы у католигков, правая часть у православных.

и вообще закономерно как-то, сначала возникло целое, а потом разделилось на правое и левое.

к тому же у католиков как у левой стороны почиатеся БМ, женский принцип. у православных - как у правой стороны - мужской - Христос.
то же закономерно.

так же распредился принцип - наружу и внутрь. у католиков - статуи, и экспансиваня политика мессианства. у православных - иконография. т.е. картинка, изображение больше вируальное, чем в объекст в пространстве.

у католиков и православных отношения как у человека со своим отражением. не понятно только кто в реальности. а кто в зазеркалье.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB