Война всегда война. Вот я, а вот мои враги. И как пела группа Любэ "Сегодня мы, а завтра нас". Но все честно, не в спину. Война, конечно занятие мерзкое, не справедливое, но подвигу 300 спартанцев есть место и в наше время. И ведь помнят их, тех кто погиб, казалось бы глупо, не рационально, не согласившихся прогнуться под обстоятельства и сохранить свои жизни.
Я вот читал художественную книгу про Александра Македонского и был там один эпизод, когда к Александру пришел один умник с гениальным техническим предложением - сделать щиты с гвоздями наружу и применить это чудо военной техники против пехоты и боевых слонов противника. Искандер, узнав, что с ним этой гениальной идеей поделились первым, приказал отрудить умнику голову, настолько ему идея мясорубки показалась бесчестной и мерзкой. А ведь мог столько жизней своих солдат сохранить. Не знаю, была ли эта история на самом деле, но думаю, что очень вероятна и в памяти людей Александр остался гениальным и благородным полоководцем, а не мясником, залившим мир кровью.
Что касается четсти и бесчестия, то для меня, в этом плане, самое яркое - противостояние самураев и ниндзя. Самурай - это квинтэссенция чести, а ниндзя - воплощение принципа иезуитов "цель оправдывает средства". Эффективны ли действия ниндзя - безусловно, ибо не ограничены никакимим рамками, вот только помним мы их как убийц, диверсантов, шпионов (вобщем воплощение подлости). Самураи же дейстовали, в основном, только в соответствии с кодексом чести (не всегда эффективно, но честно и открыто), однако не было у ниндзя шансов в открытом бою против самурая. Видимо бесчестие эффективно только в тени, из-за угла, в спину. Вот такая вот арифметика.
Остается признать, что действия в соответсвии с обстоятельствами действительно зачастую эффективны и рациональны, действительно позволяют спасти чужие жизни, но почему мне так гадко стало на душе, когда я прочитал про "подвиг" советских офицеров? Почему тех, кто действует в соответствии с понятиями чести и зачастую гибнет, а не прогибается под обстоятельства, люди помнят как героев?
В своей жизния я для себя уяснил одно, что сегодня ты оправдал подлость спасением чужих жизней, а завтра оправдаешь еще чем-нубудь и пошло - поехало. Может я и не прав, но это не теоретические изыскания, это то, что вдолбила в меня жизнь.
|