Гимны Зевсу
http://schimanas.narod.ru/pioners/gomer.htm
http://www.russkiy-rok.ru/yellow/okt-y16.html
О многочтимый Зевес, о Зевес не губимый вовеки,
Ты нам - свидетель, ты - наш избавитель, ты - наши молитвы!
С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились
Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи.
Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось.
О скиптродержец Кронид, низвергатель, могучий душою,
Всепородитель, начало всего и всему завершенье!
Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь,
Зевс всетворящий, хозяин перуна, и грома, и молний,
Мне, многовидный, внемли, подай беспорочное здравье,
Мир, что для нас - божество, и славу богатства честного!
Перевод О.В. Смыки Античные гимны / Сост., общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд. МГУ, 1988. – 363 с. - с. 195.
http://polbu.ru/pythagor_goldcanon/ch46_i.html
а здесь скачать в ЗИП, открывается в Ворде
http://hworld.by.ru/text/greek/gomer/gomer.htm
Гимн Клеанфа, один из переводов.
http://ancientrome.ru/antlitr/kleanthes/kleanth.htm
я пользуюсь им, он в книге, которую мне подарил Д. А. Гаврилов:
Ты, из бессмертных славнейший, всесильный и многоименный,
Зевс, произведший природу и правящий всем по закону!
Зевсу привет мой! Тебя всем смертным хвалить подобает,
Мы — порожденье твое, и все твой образ мы носим,
Смертные все, что живем на земле и ее попираем.
Вот почему твою мощь восхваляю и петь буду вечно.
Все мироздание это, что землю обходит кругами,
Движется волей твоей, тебе повинуясь охотно.
Держишь в своих ты руках, никогда пораженья не знавших,
10 Молнии блеск огневой, ослепительный, вечноживущий,
Молнии той, чей удар в смятенье ввергает природу;
Этим огнем направляешь по миру ты разум всеобщий,
Всюду проносится он, меж светил великих и малых.
Ты повелитель всего, над всем величайший владыка.
Нет ничего на земле, что помимо тебя бы возникло,
Нет ни в эфире небесном, ни в моря глубокой пучине,
Кроме того, что безумцы в своем безрассудстве свершают.
Ты же умеешь, однако, соделать нечетное четным,
Дать безобразному вид, у тебя и немилое мило.
20 Ты согласуешь в единстве дурное совместно с хорошим,
Так что рождается разум, всеобщий и вечноживущий,
Разум, чья сила страшна одним лишь дурным среди смертных;
В зависти злобной они стремятся к владениям добрых,
Общий священный закон не видят, ему не внимают;
Если б ему покорились, то жили бы честно, разумно.
Ныне ж пылают одни необузданной жаждою славы;
Эти стремятся лукаво к наживе бесчестной, иные
Преданы только распутству и, тело свое ублажая,
Ищут одних наслаждений, взамен же страданье находят.
30 Ты же, о Зевс, всех даров властелин, темнокудрый, громовый,
Дай человеку свободу от власти прискорбной незнанья;
Ты изгони из души неразумье и путь укажи нам
К мудрости вечной, с которой ты правишь над всем справедливо,
Честь от тебя восприяв, и тебе будем честь воздавать мы,
Вечно твои воспевая деянья, как смертному должно.
Нет награжденья прекрасней для смертных и нет для бессмертных,
Кроме как общий закон восхвалять и чтить справедливость.
а вот еще один перевод:
Радуйся, многоименный, всегда всемогущий, всесильный
Зевс, повелитель бессмертных, властитель природы, законом
Путь указующий миру: тебя нам приветствовать должно.
Жизнью обязан тебе одному на земле многородной
Всякий, кто в смертного доле движенью и звуку причастен:
Буду всегда потому воспевать твою дивную силу.
Весь этот пламенный мир, что вращением землю обходит,
Воле послушен твоей, добровольно тебе подчиняясь:
Власти орудьем своей во всесильной ты держишь деснице
Неугасимый перун, обуострое жаркое жало;
Мощным ударом своим всю жизнь во природе творящий.
Им направляешь ты разум всеобщий, повсюду разлитый,
Как в наименьших светилах проявленный, так и в великих;
Он тебя, боже всевышний, царем и властителем ставит,
Так что без воли твоей ничего на земле не свершится,
Ни в неизведанной выси эфирной, ни в моря пучине -
Кроме того, что дурные творят в неразумии праздном.
В нечет возводишь ты чет в своей мудрости вечной, бескрасной
Вещи красу ты даешь и немилое милым нам ставишь.
Так воедино спаял ты с хорошим повсюду дурное,
Чтобы единому разуму все подчинить мирозданье.
Но не постигли его средь людей земнородных дурные.
Жалкие! Вечно гоняясь за призраком блага летучим,
Общего в боге закона не видят они и не слышат,
Следуя коему, жизнь они в счастье могли бы устроить.
Нет! В безрассудстве своем они к злу ослепленно стремятся,
Те ради славы пустой проявляя усердье чрез меру,
Те неудачливый путь направляя к наживе позорной,
Те к растлевающей неге и к тела греховной усладе;
Зло принимая за благо, без устали мечутся люди
И добывают плоды нежеланные лживой надежды.
Щедрый Зевес, туч черных и огненных молний владыка,
Смертных людей охраняй от тьмы роковой неразумья,
С душ их развей ты ее, наш отец, и коснуться даруй им
Разума, им же вовек ты по правде вселенною правишь,
Дабы, тобой почтены, мы тебе отплатили почетом,
Всюду деянья твои воспевая, как нам подобает,
Смертным; ведь большего нет ни богам наслажденья, ни людям,
Как в справедливости славить закона всеобщего силу.
еще один перевод:
4. КЛЕАНФ. Гимн к Зевсу (СТОБЕЙ, I, 1, 12; с. 25, 3 W.=SVF, I, № 537):
Славой затмивший богов, вседержитель многоименный,
Зевс, владыка природы, правящий всем по закону,
Радуйся! Ибо к тебе взывать подобает всем смертным.
Мы – порода твоя. Лишь нам на долю досталась
5 Речь изо всех, что живут на Земле, пресмыкаяся, тварей.
Сим тебя воспою и власть твою присно прославлю.
Весь этот космос тебе подчинен, вкруг Земли обращаясь,
Всем приказам послушный твоим, добровольно подвластный.
Столь могучий пособник в руках твоих необоримых –
10 Двулезвейный перун, огнедышащий, вечноживущий:
Грянет грозный удар – и вся вострепещет природа.
Разум всеобщий ты им направляешь, что весь проницает
Мир, питая собой большие и малые светы.
Царь всевышний, о сколь ты велик!
Никогда и нигде же
15 Воле твоей вопреки ничто не свершается, боже,
Ни на земле, ни на море, ни в горнем божественном своде;
Разве лишь то, что злодеи творят по их безрассудству.
Но и чрезмерное ты умеешь ладным содеять,
Строй в нестройное выесть и в распре дружбу увидеть.
20 Столь гармонично сопряг ты добро и зло воедино,
Что у всего возник вечносущий разум единый,
Коего лишь порочные люди бегут в небреженьи.
О злосчастные! Вечно стяжать вожделея лишь благо,
Божий не видят они всеобщий закон и не слышат.
25 А подчинись ему здравым умом – и жили бы в счастьи.
Нет же, влекомы они кто к чему, не ведая блага.
Эти неодолимой охвачены жаждою славы,
Те обратились к корысти, бесчинства творя, а иные
Томной предалися неге и сладостным тела утехам.
30 Так измождают себя чрезмерно и терпят невзгоды,
Но добиваются лишь обратного чаяньям вздорным.
Зевс, податель всех благ, чернооблачный, владиперунный,
Освободи же людей от невежества жалкого, отче,
Прочь с души ты его отряси и дай причаститься
35 Мудрости, верный которой ты правишь Вселенной во правде,
Дабы, сподобившись чести, мы честью тебе отплатили,
Славя деянья твои без устали, как и пристало
Смертным, понеже для них и богов нет более чести,
Нежели славить всечасно закон всеобщий во правде.
Многоименный - значит почитаемый в различных культах под разными именами. Следует обязательно усвоить это тем, кто делят богов на славянских и прочих, заморских.
По Музам
http://olymp.flyfolder.ru/viewtopic.php?p=219#219
Тут Иггельд книгу гимнов прислал, и показываю я её нашему Колесничему, говорю, мол и гимны музам имеются. Открываю случайно, и аккурат на странице "К Музам и Аполлону".
Наверное, сначала надо на постоянную основу культ Аполлона дома поставить. Чашу завести, настоечку или спиртик, лаврушку, и т.п.
И прежде воззвания к Музам зажечь огонь Фебу, посвятить огонь, попросить контакту с музами. Мусагет действительно, должен отфильтровать всякие "теологические шумы". В качестве курения орфические гимны дают и Аполлону и Музам ладан и чабрец. Потом Музам, благо дочери Зевеса и Мнемосины, можно и зелёного чаю попробовать.
С Муз мою песню начну, с Аполлона и с Зевса-Кронида,
Ибо от Муз и Метателя стрел, Аполлона -Владыки,
Все на земле и певцы происходят и лирники-мужи;
Все же цари - от Кронида. Блажен человек, если Музы
Любят его. Как приятен из уст его льющийся голос!
Радуйтесь, дочери Зевса и песню мою отличите!
Ныне ж, вас помянув, я к песне другой приступаю.
Орфический.
Дщери Зевеса могучегремящего и Мнемосины,
О, Пиэриды, блестящие славой, почтенные Музы!
Смертного раз посетив - ему вы всего вожделенней!
Вы, о пестуньи души, направляете к истине разум,
Властвуя, твёрдо ведёте вы ум с его мощью благою,
Вы, кто священные таинства смертному люду открыли
Клио, Евтерпа и Талия, вы - Эрато с Мельпоменой,
Ты - Каллиопа, Урания - ты, и ты - Терпсихора,
И Полигимния с матерью и Евномией священной.
Многообразные, чистые, к мистам явитесь, богини,
Рвенье даруя святое и милое песен богатство.