Культ Ярило традиционно фалический. Ничего похожего в культе Аполлона нет, ИМХО.
Старого Ярило разрывают на части и хоронят накануне летнего солнцеворота. Аполлон - не умирающий и не стареющий бог.
Таким образом волки - это слишком мало, чтобы сопоставить Ярило и Аполлона Ликейского.
Яровита же волки нигде не сопровождают. Нет этого в источниках.
«В городе Юлине… некоторые роды сохраняли своих идолов… [в том числе] покровителей войны и торговли Яровита и Поревита, как бы Марса и Меркурия…» (Давид Хитреус, «Саксонская Хроника», XVI в. (Свод…, т. II).
Бог войны Яровит, чьё капище было также в городе Волегасте, по свидетельству очевидцев отчасти сходен с поздним Марсом (Герборд, III, 4–5). Соответственно, его можно сравнивать с греческим Ареем (Аресом). Символом Яровита был огромный золочёный щит. Щит этот нельзя было сдвигать с места, кроме как во время войны. Герборд указывает, что «бог Яровит по-латыни зовётся Марс» (Там же, III, 6).
Герборд. Житие епископа Оттона (Vita S. Ott.) II, 30; III, 22, 32. – Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческой пантеон. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 432 с. С.398-400.
Возможно, Яровит из Волегоща и Руевит с острова Рюген – два имени одного божества западных славян (ср. русск. «ярый» и «рьяный»). Ругевит или Руевит – бог войны.
Саксон пишет о том же событии, что и «Книтлингасага»: «Отличием этого города [Кореница] были здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почтением, как среди арконцев – авторитет общественного божества… Главное капище находилось посреди передней части храма, которая так же как и капище, не имея стен, завещано было пурпуровой тканью, так что кровля лежала на одних колоннах. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда они сорваны были, то дубовый идол Руевита безобразно раскрылся со всех сторон». Он имел восемь мечей и семь ликов «под одним черепом» и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая – звериная – была на груди. «Восьмой, обнажённый меч держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздём, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало рассечение. Ширина была его больше человеческого роста, высота такая же, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достигал до подбородка топором… Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны» (Saxonis Grammatici, P. I, V, II, XIV, 822–827, 837–838, 841–843).
Saxonis Gesta Danorum, et J. Olriic et H. Raeder, T. I. Haunal, 1931 (цит. – 1168 г. (в пер. Л. Н. Гумилёва)).
Saxonis Grammatici. Historia Danica. – Havniae, 1839. – P. I. V. II. – P. 822–827, 837–838.
Словом, если уж кого и ставить рядом с Велесом-Эрмием и Макощью-Гекатой, то Диониса, чей культ также может быть соотнесен с культом Ярило и богов войны. В "Деяниях Диониса" он в таком качестве и выступает.
Хорс же соотносится с Аполлоном во-первых по солярному признаку, во-вторых волк сопровожадет колесницу Хорсову и пересекает ее путь, то есть подгоняет коней, играя роль следящего за миропорядком.
Подтверждение этому мнению находим в Слове и откровении святых апостолов: «В прелесть великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози, ибо яка то человецы были суть старейшины Пероунь в елинех, а Хорс в Кипре, Троянь бяше царь в Риме» (Гальковский, т. 2, с. 49–54).
На Кипре, который принадлежал то финикийцам, то египтянам, то грекам, а потом и вовсе туркам, некогда известные святилища Аполлона Гилата, многочисленные храмы в его честь – в Куриуме, Старом Пафосе, Идалионе, Тамассосе . До сих пор туристам рассказывают, что используемый здесь виноградный пресс даровал киприотам бог солнечного света Аполлон, а первую лозу посадила сама Афродита.
Автор перевода или даже самого текста был явно учён в греческой традиции, а сама рукопись есть, вероятно, пересказ с греческого конца XIII – начала XIV вв. Иначе говоря, ему было прекрасно известно, что в то время, когда эллины в материковой Греции почитали Зевса-Перуна, а римляне чтили своего императора Трояна, на Кипре господствовало поклонение богу света Аполлону, то есть Хорсу.
|