JUPPITER OPTIMUS MAXIMUS http://olymp.maxbb.ru/ |
|
Смерть за смерть. Кровь на мечах. Романы о времени Олеговом http://olymp.maxbb.ru/topic835.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Иггельд [ 17-09, 17:45 ] |
Заголовок сообщения: | Смерть за смерть. Кровь на мечах. Романы о времени Олеговом |
Где-то в конце августа вышел у нас в ЭКСМО очередной исторический роман "Смерть за смерть. Кара грозных богов" (а предыдущий мартовский "Кровь на мечах. Нас рассудят боги"). Честно говоря, собирая материал для художественных книги, особенно второй, нарыли мы с соавтором много интересного в части ранних попыток крещения новгородской руси и приильменских словен. Если в первом романе "Кровь на мечах. Нас рассудят боги" обыгрывался хоть и малоизвестный, но всё-таки летописный факт Аскольдова крещения днепровской руси (полян) и собственно Киева, то во второй книге речь у нас пошла о присутствии ирландских странствующих монахов на Новгородчине во времена Вещего Олега. Выводить болгарского арианина или христианствующего ромея в качестве героя не хотелось, и обошлись без этого. Но включив ирландского кульдея в число главных героев повествования, мы получили возможность вплести в его ткань, и не раз (!!!), богословский спор. Первые главы обоих романов можно посмотреть на моей странице http://samlib.ru/g/gawrilow_d_a/ А здесь я приведу другой фрагмент, как раз с участием словена-язычника и монаха Ултена ("скотта" или же "гэла"): Розмич клевал носом, обессиленный после ночи. В беспокойных, коротких снах он снова и снова рубил бьярмов, входил в воду Онеги, чтобы оттолкнуть лодки, в коих покоились соратники. О чём-то спорил с одноглазым. Ещё ему снился крик Затеи, но во сне звучал иначе – не испуганно, а ласково. Будто не спасти просила, а обнять. Только Ловчан угомониться не мог, приставал к кульдею. – Ултен, вот ты ж нормальный мужик! – И перечислил, загибая пальцы: – Драться умеешь, браниться тоже, да и выпить не дурак. Может, и с бабами того…? Так чего же ты в священники подался-то? – Господь позвал, – ответил кульдей поёжившись. Перечисленное Ловчаном, он к достоинствам не относил, вспоминая – робел. – Как это, «позвал»? – Ну… – Лицо священника стало задумчивым, взгляд потеплел. – Я в ту пору ещё мальчишкой был. Лоботрясом, как это у вас говорят. Шалил так, что и дня без порки не обходился. А однажды в храм зашёл и такую благодать ощутил… – Благодать и всё? – удивился Ловчан. Ултен удивился не меньше: – А разве этого мало? – Да ладно, ладно! Знаем! У нас одна баба как-то за хворостом пошла, да живот у ней прихватило. И тут, как назло, волки. Баба от волков драпает, а живот ейный успокаиваться не желает, наоборот – чуть не рвётся. И поди знай от чего раньше помрёт – от зубов или разрыва кишок… – Это-то тут причём? – нахмурился священник. – Притом! Баба не выдержала, плюнула на волков, да под ёлкой села. Опросталась. А после всему городу рассказывала: мол, такая благодать в тот миг на неё нашла, словами не описать. Ещё к волхвам приставала, уверяла, дескать, боги её в служительницы избрали, ведь абы кому такой благодати не посылают. Кульдей оскорблено отшатнулся, перекрестился. И если раньше всё-таки сомневался в словенской дикости, то теперь сомнений не осталось. – Да как можно! Что ты мелешь, Ловчан! – Это я про благодать рассказываю. Разная она бывает, понимаешь? И, как мне кажется, не всегда божественная. И отличить не всякий может! Вот баба эта до сих пор… – Да дура она! – взвился Ултен. – Волхв наш так же говорит, а она не верит. Всё про божью милость сказывает. Даже ж цельной жрицей быть пытается. Кульдей едва удержался, чтоб не плюнуть. – Ты верующих с юродивыми не сравнивай! – Так она ж тоже верующая! Только в другое, в своё, верит! И как, скажи на милость, её благодать от твоей отличается? Или ты тоже того… опростался? – Тьфу на тебя! – воскликнул Ултен. – Бесово отродье! Вот как объяснить дикарю проще, на пальцах? Хуже всего то, что Ловчан не издевается, всерьёз спрашивает. Действительно, не понимает. – Есть у человека тело, – чуть успокоившись, начал кульдей, – плоть от плоти, как говорится. А есть душа – суть бестелесная. Тело, думаю, – хотя бы та его часть, что ниже пояса, – нам от Дьявола досталось, и потому оно в земле остаётся, воспарить не может, а душа – она он Господа, и к нему стремится. И главная задача Дьявола ещё и душу себе прибрать! – говорил он вдохновенно. – Дьявол, это кто-сь такой будет? – осведомился дружинник. – Это главный противник Божий. Чего бы Господь ни сотворил, всё этот его вечный враг испакостит, – пояснил Ултен. – И всё удовольствие, кое плоть испытывает – от Дьявола, а коли душа радуется – то от Бога. Вот у бабы той, которая под кустом…, что радовалось? Тело али душа? – Рассказывает, дескать, и то, и другое, – отозвался Ловчан серьёзно. Ултен заскрежетал зубами. Разумных объяснений у него не осталось. – Сперва тело порадовалось, – вывернулся священник. – Так? Дружинник кивнул и, кажется, начал понимать. – А уж после тела – душа. Значит, от Дьявола. Значит, не божья благодать, а так… – Ну… а когда в баню сходишь? Там ведь тоже: сперва тело радуется, после – душа. И что, всё от твоего Дьявола? Много лет прожил Ултен в Славии, но богословскими спорами не увлекался. Не с кем было. Все словены и русы с варягами от кульдея шарахались, как от чумного. Теперь же, обретя достойного собеседника, коий и не думает насмехаться, слов у священника не нашлось. – А как же волки? – невпопад спросил он. – Какие? – Те, что за бабой по лесу гнались. Дружинник криво усмехнулся, огладил светлую бороду. – Разбежались. Она говорила – боги защитили, а народ, кто на этой поляне после бывал, о другом судачит. У волков нос-то чуткий… – Да разве зверя запахом напугаешь? – Смотря каким, – искренне развеселился Ловчан. Помолчав, Ултен продолжил. Теперь говорил очень осторожно, всячески старался избегать опасных моментов. – В общем, понял я, в церкви мне хорошо, как нигде более. И стал заходить туда при всяком удобном случае. Священник сначала не замечал меня. Вернее, не хотел замечать – в бытность мою озорником, и ему немало хлопот причинил. Опосля священник понял, что искренне к вере Господней тянусь и спросил о том, хочу ли всю свою жизнь служенью посвятить. – А ты? Ултен озвучил очевидное: – Согласился. Сперва послушником был, после в монашью обитель уехал, постригся. – Священник указал на обритый лоб, который даже в путешествии умудрялся держать в порядке, старательно удаляя щетину. – Не жалеешь? – Нет. Господь милостив, он дал мне куда больше. Только человек, коий ставит плоть выше духа, может горевать о такой доле… Затем братья меня к себе в дюжину приняли, и как двенадцать есть апостолов с сыном Господа, так и нас двенадцать. – А бывает у вас так… – оборвал его Ловчан на полуслове, – чтобы Господь сам являлся? Или посланцев своих являл? Ултен прекрасно понял вопрос, но приподнял брови, дожидаясь пояснений. Ловчан же замялся, будто не свою, чужую, тайну выдать собирался. – Ну вот… Есть люди, как люди. Живут себе, ничего волшебного не видят. А есть такие, коим то… дух подводный явится, то ещё какая… штука. Наши волхвы говорят, будто такие люди богами отмечены и вместо мирской жизни должны идти в услужение. В другой час кульдей бы фыркнул и высказал всё, что о «богах» думает. Но Ловчан располагал, поэтому Ултен ответил мягко: – Ежели Господь призывает – нужно идти. Но ежели бес зовёт – идти нельзя. Дружинник только рукой махнул. Спорить с твердолобым не хотелось, что-то объяснять – тем более. В землях словен дураков много, так что же, каждому доказывать? Неудобную тишину нарушил тот же Ултен: – Я слышал, как бесы призывают. Сперва знаки всевозможные шлют, после видения. И если человек слаб, он этому призыву верит. Семью и друзей бросает и в бесово служение уходит. – Хм, а вот ты, когда в монахи пошёл, небось тоже и друзей и семью бросил? – Так я же Господу моему служу! – возмутился было кульдей. – Хорошо, если так, – согласился Ловчан. – А ежели силён? – кульдейского понимания знать не хотел, спросил просто так, из вежливости. – Ежели силён, то бишь – на зов не откликается, его слуги Дьявола в покое оставят. А ежели ни то, ни сё – и в силу бесов по-прежнему верит, и на зов идти не хочет, тогда в могилу сведут. Могут сперва родных умертвить, могут сразу самого. – И что делать? – Молиться! – воскликнул священник. В его лице и голосе было столько убеждённости, что Ловчан невольно отшатнулся. – Коли человек от бесовой веры к вере Господней обратится, Бог его убережет. – Так уж и убережет? – Конечно! Бог за всех своих детей заступается! – Хочешь сказать, верующие в Господа никогда бед не знают? – насторожился Ловчан. – Бед? Нет, беды мы не знаем. Всё, что вы, нехристи, бедой называете – есть испытание Господне. Переживший испытание только сильней становится, а тот, кто не явил силу духа – плохо молился, плохо постился, плохо веровал. – Да ну тебя! – окончательно разобиделся дружинник. Таких врунов он ещё не видывал, а к врунам в словенских землях относятся куда хуже, чем к дуракам. – Тебя послушать, так молитвою одной жить нужно. А кто пахать будет? А землю защищать? – Молитва труду не мешает! – улыбнулся кульдей. И, чтобы успокоить дружинника, объяснил: – Я ведь о чём толкую! Вы, в большинстве своём не из умысла, а от недомыслия в бесов веруете. Знания у вас нет. Потому Господь вас не слишком-то и карает. А как веру правильную узреете – лучше прежнего заживёте. – Ври, да не завирайся, – огрызнулся Ловчан. А Ултен покачал головой: – Зря ты так. Бог – он всё видит… Коли покарать решит – мало не покажется. – Не каркай! – это уже Жедан вмешался. Купец, как и прежде, умудрялся расслышать любой доверительный разговор, даже если сам при этом был на другом конце лодьи. В повисшей тишине слышался только мерный плеск волн, да надрывные крики чаек. Голос Вихруши, который расположился на носу лодьи, прозвучал особенно страшно: – Поздно. Накаркал. Будите Розмича! Беда! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |