Некоторая информация к размышлению из уже упомянутой здесь книги "Русское языческое мировоззрение. Пространство смыслов". Дело в том, что над людьми, как и над Богами есть вселенский закон, и ему подчиняться должны те договора, что существуют, как между людьми, так и между богами. Любая рота не может быть вне рамок rta.
"Рота – клятва, присяга, клятвенное удостоверение, особый вид священного обета, под яростным давлением христианства местами принявший отрицательное значение.
«Князь Святослав русский… утверждает на совещанье сём роту свою» (Договор Святослава с греками, 971 г.). «На роту идуть хранити истину» (Договор Игоря с греками, 945 г.)
Родственно словам со значением «клятва, правда, правило, заповедь, закон, обет» и собственно «слово», что косвенно указывает на важное значение, придававшееся некогда этому понятию. Прямым предком слова Р. является санскр. rta – мировой закон. Таким образом, Р. и обряд также родственны.
Сведений о Р. сохранилось крайне мало, сравнивая различные списки летописей, несложно проследить, как христианство стремилось вычеркнуть языческую клятву из памяти людей. Исследователи (М. Серяков и др.) рассматривают Р. как обращение в подтверждение правдивости даваемого слова к Вселенскому Закону – невыразимому, но всеобъемлющему.
К примерам Р. можно отнести клятву на оружии, клятву на мече, клятву Землёй (особенно с землёй на голове – при межевых спорах). Иначе говоря, это обращение в подтверждение своей искренности и призыв в послухи тех Сил, которые, возможно, старше самих Богов.
Ныне обычай приносить Р. практически полностью утрачен. Мало кто из современных приверженцев славянского язычества видит разницу между обычным честным словом, присягою и клятвою чем-то высшим. Тем не менее, само подспудное ощущение правильности такого действия побуждает людей более или менее внимательно относиться к призыву в свидетели даваемого слова хотя бы Богов.
В древнерусских источниках известны также «вольная Р.» – добровольная присяга, судебная Р. – присяга по судебному назначению и т. д."
|